Настоящее Аудио
  Форумы | Магазин | Ремонт | Измерения | Статьи | Галерея | О нас  
---------------



Hits 2615613
20534
Hosts 179300
120
Visitors 98491
128

4
 
Некоторый классфикатор, который поможет выбрать нужную тему:
Винтаж   Дебилы   Жизнь   Люди   Медицина   Музыка   Основы  

25.11.2007

Реальный Клуб — Заседание №2

В прошедшую субботу состоялось второе заседание «Реального Клуба». В заседании приняли участие 7 человек. Прослушивание проходило в комнате стандартной прямоугольной формы размером 6 х 4 х 3 метра. Какая-либо акустическая спец-подготовка помещения отсутствовала — типовая жилая комната с умеренным наполнением мебелью.

Главной темой заседания являлось сравнительное прослушивание 6 пар различных акустических систем сначала без какой-либо коррекции звукового поля (т.е. as is, со стандартными кроссоверами и настройками), а затем с коррекцией такового при помощи многополосного параметрического эквалайзера (двойное моно)

  

либо мультиампинга

по критерию обеспечения максимально ровной АЧХ в зоне прослушивания. Усреднение проводилось по 24 точкам. При просмотре графиков не забывайте обращать внимание на масштаб.

Результаты и выводы

1. Сравнение звуковых полей (зеленым — АЧХ в зоне прослушивания после коррекции, желтым — до коррекции)

Акустика №1 (эквалайзер)

Акустика №2 (мультиампинг)

Акустика №3 (эквалайзер)

Акустика №4 (эквалайзер)

Акустика №5 (мультиампинг)

Акустика №6 (эквалайзер)

При выполнении коррекции мы стремились к тому, чтобы неоднородность АЧХ в зоне прослушивания для каждой пары АС в основной части спектра (от 50Гц до 12кГц) по возможности не превышала +/-2,5дБ. Возможность идеальной коррекции ограничивалась двумя вещами:

  • стремлением как можно меньше вмешиваться в область выше 400Гц
  • порочностью практики выправления глубоких провалов в НЧ-области, вызванных "нулями" комнатных мод (описано у Ф. Тула).

Поэтому несмотря на то, что в целом задача снижения неоднородности комнатной АЧХ была в каждом случае более или менее решена, отдельные "выпадения" все же имеют место быть, что являтся совершенно нормальным явлением в реальных условиях.

Для пущей наглядности привожу также наложения комнатных АЧХ различных акустических систем.

Акустика №4 (желтым) и №1 (зеленым)

Акустика №4 (зеленым) и №2 (желтым)

Акустика №4 (зеленым) и №3 (желтым)

Акустика №4 (зеленым) и №5 (желтым)

Акустика №5 (зеленым) и №2 (желтым)

Главных выводов из сравнительного прослушивания несколько:

  1. Чем ровнее комнатная АЧХ, тем выше единство слушателей во мнении относительно превосходности звучания (дополнительные доказательства на эту же тему содержатся в статьях Ф. Тула — например, здесь или здесь). Такое звучание можно считать эталонным или идеальным.
  2. Объективные характеристики АС самих по себе, в отрыве от помещения, не имеют почти никакой практической ценности. Что имеет ценность в абстрактных (безэховых) измерениях — тема для отдельного разговора.
  3. Практически любые АС можно "ужить" с комнатой путем эквализации или мультиампинга, и приблизить звучание к идеальному — неважно, полочные это АС или напольные. Исключение составляют лишь слишком малогабаритные АС.
  4. Неоднородность комнатной АЧХ в +/-2дБ является порогом, за которым способность распознавать разницу в звучании различных АС у человека практически полностью исчезает. При этом число полос, тип конструкции, порядки фильтрации, габариты, вес, "концепция", фирма-производитель, не говоря уже про стоимость изделий, не оказывают на итоговое звучание абсолютно никакого влияния.
  5. Чем выше схожесть комнатных АЧХ акустических систем, тем сложнее (вплоть до "невозможно") различить их звучание — это можно сделать только в случае явно различной чувствительности.
  6. Комнатная АЧХ (не путать с безэховой АЧХ АС) в отсутствие какой-либо коррекции является решающим фактором, который определяет все разнообразие звучания акустических систем, вне зависимости от всего того, что перечислялось в пункте №4.
  7. При условии грамотной коррекции звукового поля в зоне прослушивания, сопровождающейся проведением тщательных акустических измерений, можно добиться практически полной идентичности звучания любых стереопар.
  8. Всякое недовольство звучанием любых АС в данном конкретном помещении обусловлено исключительно неудачной комнатной АЧХ и неумением/нежеланием/отсутствием возможности ее грамотно скорректировать. Разумеется за исключением случаев явных конструктивных дефектов или брака.
  9. Удовлетворение от звучания любых АС в данном конкретном помещении при отсутствии какой-либо коррекции обусловлено исключительно удачной комнатной АЧХ, получившейся случайным образом.


2. Измерения низкочастотного фона

На данном графике изображено звуковое давление в зоне прослушивания, создаваемое АС №2, у которой, благодаря мультиампингу, отключены все динамики, кроме высокочастотного (пищалки). Среднее звуковое давление, развиваемое АС со всеми работающими динамиками и измеренное в 3-х метрах от акустики, составляет примерно 80дБ, что соответствует типовой, средней, комфортной громкости прослушивания в жилой комнате. Во время проведения измерений в комнате были устранены все посторонние звуки и призвуки — в комнате находился один человек, все двери и окна плотно закрыты, какой-либо внешний (уличный) шум слухом не детектировался. Иными словами, измерения проводились в полнейшей тишине (кроме работающих пищалок).

Очевидно, что с понижением частоты фоновый шум (гул, рокот) нарастает, приводя к серьезному уменьшению соотношения сигнал/шум. На частотах ниже 45Гц это соотношение рекордно низко и составляет 10-20дБ. Иными словами, в первой октаве (нижний бас) интенсивность полезного сигнала превышает фоновый шум (в среднем) лишь в 5 раз, что является крайне неудовлетворительным показателем. Для сравнения, соотношение сигнал/шум в среднечастотной области спектра составляет более 50дБ — интенсивность полезного сигнала превышает фоновый шум более чем в 300 раз.


Количество показов: 2335
Автор:  Raoul Sanchez
Рейтинг:  5

Возврат к списку


 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Поиск по сайту

-----------
  ICQ: 224200089