Настоящее Аудио
  Форумы | Магазин | Ремонт | Измерения | Статьи | Галерея | О нас  
---------------



Hits 2615614
20535
Hosts 179300
120
Visitors 98491
128

4
 
Некоторый классфикатор, который поможет выбрать нужную тему:
Винтаж   Дебилы   Жизнь   Люди   Медицина   Музыка   Основы  

28.11.2007

Итоги

В предыдущей статье была сделана оговорка, что абстрактные (безэховые) измерения АС — тема для отдельного разговора. В принципе эта тема уже освещалась мной ранее здесь. Добавить к сказанному практически нечего, за исключением того, что стоит еще раз сделать акцент на трех моментах.

1. Дисперсия

Часто можно услышать, что комнатная АЧХ — лишь один из факторов, определяющих итоговое звучание, а не единственный. В качестве еще одного фактора чаще всего приводят дисперсию. Мотивируют это тем, что, мол, раз у всех АС диаграммы направленности различны, то и их «сумма» будет всегда различна. К разочарованию утверждающих подобное хочу еще раз обратить внимание на то, что когда речь идет о скорректированной АЧХ, как основном факторе, определяющем итоговое звучание, то речь идет об АЧХ комнатной, т.е. о звуковом поле в зоне прослушивания, которое уже содержит в себе все отражения и переотражения, а не об «идеальной», абстрактной АЧХ акустики на какой-то выбранной оси. АС могут быть сколь угодно направленными или ненаправленными, но корректируется всегда итоговое, суммарное звуковое поле. Разница при использовании различных АС состоит лишь в степени коррекции. Если удается провести коррекцию таким образом, что в диапазоне 50Гц-12кГц неравномерность комнатной АЧХ (за редкими узкими выпадениями) не превышает +/-2дБ, различить звучание двух даже принципиально разных АС становится невозможно.

2. Искажения

Еще одним значимым фактором обычно называют искажения. Да, искажения — единственное, что нельзя исправить коррекцией комнатной АЧХ. Они существуют как бы независимо от всего остального. Однако практика показывает, что вклад искажений в звучание нормальной, кондиционной акустики не замечает никто — акустика со средним значением интермодуляционных искажений 2% звучит неотличимо от акустики с искажениями 15%. Слышны только зверские искажения — от 30% и выше, всегда являющиеся свидетельством брака, дефектов или банального "клиппинга".

Искажениям в АС посвящена масса литературы. Нелинейные искажения присутствуют абсолютно во всех АС, и в маленьких, и в больших, и в недорогих, и в очень дорогих. Джон Аткинсон измеривший за свою жизнь свыше 400 различных АС, проводил измерения спектра гармонических искажений лишь тогда, когда и на слух было очевидно, что эти искажения необычайно высоки. Кроме того, он проводил исследования искажений в тех случаях, когда ему было очевидно, что АС производит слышимые ухом субгармоники, т.е. тона, частоты которых являются целочисленными кратными от фундаментальной (т.е. ½, 1/3, ¼ и т.д.). К слову сказать, известный математик Манфред Шрёдер объяснял появление субгармоник ничем иным, как хаотическим поведением диафрагмы динамика. Джон Аткинсон утверждает, что среди всех АС, которые ему довелось протестировать за последние 10 лет, нашлось лишь несколько, отличавшихся повышенным уровнем гармонических искажений, которые было проблематично слушать даже на небольшой громкости именно из-за этого. Яркий пример на эту тему из нашей реальности — двухполосная полочная акустика производства Антона Остроущенко

издающая хрип уже на средних уровнях громкости. К слову сказать, те же проблемы в значительной степени характерны для большинства "произведений" А. Клячина и других отечественных производителей.

Более того, Джон Аткинсон совершенно справедливо полагает, что слышимость искажений определяется сугубо переходом АС (или динамиков) в «нештатный» режим работы, причем слушатели сами регулируют искажения путем выставления комфортного уровня громкости. Если АС характеризуются высоким уровнем собственных искажений и, как следствие, ограниченным динамическим диапазоном, то проигрывать на таких АС музыку громко становится проблемно — как только уровень искажений выходит за порог слышимости, рука тут же тянется к ручке громкости.

3. Чувствительность

Единственное, что, хотя и косвенно, но все же сильно влияет на итоговое звучание — чувствительность АС. Чем выше чувствительность АС, тем меньше нужно их «напрягать», чтобы добиться того же звукового давления по сравнению с менее чувствительными АС. Очевидно, что низкочувствительные АС входят в нештатный режим намного раньше, чем высокочувствительные, т.е. своего рода «акустический клиппинг» наступает быстрее и протекает тяжелее.

Резюме

Итак, теперь каждому должно стать совершенно ясно, что, за исключением явного брака, АС не делятся на «плохие» и «хорошие», на «дорогие» и «дешевые», на «играющие на свои деньги» и «неиграющие на свои деньги». Более того, рассматривать АС в отрыве от помещения — то же самое, что рассматривать голову отдельно от тела, то же самое, что рассматривать усилитель отдельно от АС и т.д. Совершенно ясно, что практически любую акустику (кроме карманных пукалок-сателлитов), вне зависимости от какой бы то ни было декларируемой производителем концепции, можно заставить зазвучать идеально практически в любых разумных комнатных условиях. При этом вся разница между различными АС будет заключаться сугубо в разной чувствительности, т.е. иными словами, в том пороге громкости, за которым последует выход за штатный режим, т.е. «захлебывание», искажения и т.д.

Единственная проблема на этом пути (правда, очень серьезная) — необходимость проводить коррекцию комнатной АЧХ путем тщательных акустических измерений в помещении. Именно потому, что для 99% рядовых пользователей подобное действие совершенно недоступно, в мире продолжаются нескончаемые дебаты о том, какая акустика (и все остальное) лучше, и кто «вложился» (точнее «попал на деньги») круче.


Количество показов: 2804
Автор:  Raoul Sanchez
Рейтинг:  5

Возврат к списку


 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Поиск по сайту

-----------
  ICQ: 224200089