Настоящее Аудио
  Форумы | Магазин | Ремонт | Измерения | Статьи | Галерея | О нас  
---------------



Hits 2615615
20536
Hosts 179300
120
Visitors 98491
128

4
 
Некоторый классфикатор, который поможет выбрать нужную тему:
Винтаж   Дебилы   Жизнь   Люди   Медицина   Музыка   Основы  

29.11.2007

Куда крестьянину податься?

Итак, из предыдущих двух статей (1 и 2) нам стало ясно, что добиться идеального звучания в комнате разумных размеров и наполнения можно практически от любых АС — от самых дешевых китайских до суперэлитных за многие десятки тысяч (брак и компьютерные хрипунки не рассматриваем). При этом разница между любыми произвольно выбранными стереопарами будет заключаться только в быстроте перехода в «акустический клиппинг», т.е. фактически в чувствительности. Иными словами, на маленькой громкости вся акустика, при условии грамотной коррекции комнатной АЧХ, будет звучать неотличимо. Однако с повышением требований к звуковому давлению более низкочувствительные АС будут сходить с арены по причине «захлебывания» — в итоге останутся лишь самые чувствительные.

Таким образом, первейшим критерием выбора АС является ни что иное, как чувствительность — от 93 реальных, объективно измеренных дБ/Вт/м и выше. Хорошо, предположим, такие АС нашлись, куплены и водружены на положенные места — здесь я еще раз подчеркну, что на этом, первичном этапе выбор АС осуществляется сугубо на основании чувствительности и удовлетворяющего вас внешнего вида, больше никак. Что конкретно делать дальше при условии наличия желания и возможностей?

Первое, что нужно сделать — тщательно промерить в режиме пространственного усреднения зону (а не одну точку) прослушивания с помощью программно-аппаратного комплекса MLSSA — звуковое поле левого канала отдельно, правого канала отдельно. Сохранить эти данные и обзавестись многополосным (более 30 на канал)

или параметрическим

эквалайзером. После этого для каждого из каналов подбираются индивидуальные кривые коррекции (эквализации) так, чтобы итоговая АЧХ, получаемая от каждой АС, имела как можно меньшую неравномерность в зоне прослушивания. В идеале +/-2дБ в полосе частот от 50Гц до 12кГц, памятуя при этом о том, что глубокие и узкие резонансные провалы, обусловленные стоячими волнами в помещении, игнорируются и не корректируются усилением на эквалайзере. Такой подход позволяет получить конечный результат, недостижимый никакими иными средствами.

Важно отметить, что попытки сделать то же самое при помощи типовых (особенно малополосных — 5-10 полос на канал) третьоктавных эквалайзеров, даже снабженных, якобы, калиброванными микрофонами (AudioControl’ем, например) приводят к совершенно иным, практически всегда некорректным результатам. Не только потому, что ширина «вырезаемой» полосы в таких изделиях чрезвычайно широка и захватывает, таким образом, не только «проблемную» область, но соседние с ней. Важно также то, что в ПАК MLSSA при проведении комнатных измерений используется так называемое «адаптивное кадрирование» (кадрирование — обрезание импульсной характеристики). По сравнению со стандартными RTA (real-time analyzers) адаптивное кадрирование гораздо точнее отражает субъективное слуховое восприятие спектрального баланса. При оценке звукового спектра, приходящего от источника даже в весьма «живой» комнате, слух имеет свойство игнорировать большую часть поздних комнатных отражений в области ВЧ. Но по мере продвижения вниз по частоте (в область СЧ, а затем и в область НЧ) значимость поздних отражений становится для слуха все больше и больше. В отличие от типичных RTA, MLSSA в точности «повторяет» эту особенность слуха, что резко повышает ценность измерений, проводимых в комнате с его помощью. Вот разница в результатах, получаемых при помощи MLSSA (темная линия) и при помощи типового RTA (светлая линия):

Внимательный читатель спросит: а что же с мультиампингом? Отвечаю: мультиампинг — это, в известной мере, аналог эквализационному методу, но существенно более затратный и менее удобный для рядового слушателя. Какова затратная часть эквализационного подхода? По сути — и особенно если источник звука лишь один (ПКД, без винила, кассет и прочего) — нужен только хороший эквалайзер и проведение измерений. Если источников несколько, то, конечно, нужны раздельные усилитель мощности и предварительный усилитель (или интегральный усилитель с коммутационным разрывом преда и мощника, в который, собственно, эквалайзер и включается) и, опять же, эквалайзер и проведение измерений. А для организации мультиампинга нужно:

  • столько раздельных усилителей мощности, сколько активных полос в АС (2 для двухполосок, 3 для трехполосок)
  • отдельный предусилитель
  • электронный кроссовер
  • столько пар акустических кабелей, сколько активных полос в АС
  • место для размещения всего этого
  • проведение измерений
  • ну, и наконец, чтобы сами АС позволяли прямой доступ к динамикам без уродования корпуса (т.е. чтобы это была «штатная» фича), например, такая:

 

Мультиампинг организуется несколько иначе, чем эквализация — в три этапа. Сначала проводится выравнивание осевой АЧХ АС как таковой (безэховой) — подбираются оптимальные частоты перехода, крутизны среза, уравнивание звукового давления различных динамиков. Затем АС устанавливаются на должные места и проводятся комнатные измерения. За этим следует «тонкая подстройка» параметров электронного кроссовера с целью максимального снижения неравномерности комнатной АЧХ, обусловленной взаимодействием излучения АС с реальным помещением. Вариант мультиампинга, безусловно, очень красивый и психологически как бы более «солидный», но очень затратный и процессуально сложный. При том же или почти том же конечном результате.

В заключение просто обязан прозвучать риторический русский вопрос: «Что делать… тем, кто не имеет возможности провести акустические измерения?» Вопрос проведения измерений — по сути, единственное серьезное препятствие на пути к идеальному звуку — психологическое нежелание, упрямство или еще какие-то личностные комплексы или амбиции, связанные с принципиальным неприятием какой-либо коррекции, не рассматриваем. Это препятствие реально единственно лишь по той причине, что возможность (при наличии готовности) купить эквалайзер, электронный кроссовер или парк усилителей всегда имеется, в каком бы городе вы ни жили. А вот возможности провести грамотные акустические измерения — даже если у вас много денег — в России нет практически нигде. В Москве эта возможность есть.


Количество показов: 2993
Автор:  Raoul Sanchez
Рейтинг:  5

Возврат к списку


 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Поиск по сайту

-----------
  ICQ: 224200089