Настоящее Аудио
  Форумы | Магазин | Ремонт | Измерения | Статьи | Галерея | О нас  
---------------



Hits 2615619
20540
Hosts 179300
120
Visitors 98491
128

4
 
Некоторый классфикатор, который поможет выбрать нужную тему:
Винтаж   Дебилы   Жизнь   Люди   Медицина   Музыка   Основы  

06.12.2007

Ответы на злободневные вопросы

В конце статьи о крахе теории измерений был поставлен ряд вопросов, оставшихся без ответа. Здесь мы восполним этот пробел и ответим на них на основе тех знаний, которые мы получили в предыдущих 5 статьях (1, 2, 3, 4 и 5).

Вопрос №1: Где же все-таки «зарыты» особенности звучания акустических систем? Несомненно одно — не в тех характеристиках, что принято измерять.

Ответ: Особенности звучания АС по большей части «зарыты» в комнатной АЧХ, т.е. в усредненной кривой звукового давления в зоне (не точке) прослушивания. Форма этой кривой лишь частично зависит от АС как таковых и определяется в основном взаимным положением АС и слушателя (относительно помещения), а также отделкой/наполнением комнаты. Именно поэтому абстрактные измеренные характеристики АС сами по себе значат весьма мало и практически ни о чем не говорят.

Вопрос №2: Можно ли «измерить» звуковой «почерк» АС в принципе?

Ответ: Можно лишь частично. В комнатах разумного размера, отделки и наполнения часть комнатной АЧХ, начиная от, примерно, 400-500Гц в значительной степени (но не полностью) определяется боковой АЧХ АС (т.е. АЧХ, снятой под углом примерно 45 градусов к основной оси). Поэтому определенную тенденцию звучать так, а не иначе выявить можно. Но информация эта будет «кастрированной», поскольку самая чувствительная для человеческого слуха область спектра начинается примерно со 160Гц (с 4-й октавы), т.е. уходит достаточно глубоко в зону прямого влияния помещения.

Вопрос №3: Как может акустика с ровной измеренной АЧХ звучать так как будто у нее «задавлена» середина?

Ответ: Ровная осевая (и даже боковая) АЧХ в отрыве от помещения (т.е. измеренные безэховым способом) не значат практически ничего. При работе АС в помещении отражения и переотражения могут накладываться на прямое звучание столь неблагоприятным образом, что приводить к подавлению целых фрагментов спектра.

Вопрос №4: Как может акустика с неоднородностью осевой АЧХ +/-5дБ звучать ровно и сбалансировано?

Ответ: Как уже говорилось выше, осевая (и даже боковая) АЧХ в отрыве от помещения (т.е. измеренные безэховым способом) значат крайне мало. При работе АС в помещении отражения и переотражения могут накладываться на прямое звучание столь благоприятным образом, что приводить к выравниванию целых фрагментов итогового спектра (т.е. комнатной АЧХ).

Вопрос №5: Почему акустика с минимумом послезвучий и искажений имеет тенденцию звучать сухо, безжизненно и синтетически?

Ответ: Обычно человек не слушает музыку в безэховой камере или в поле, под открытым небом. А те, кто имеют подобный опыт, знают, что вне помещений практически любые АС (кроме концертных) звучат очень блекло, тускло, безжизненно — одним словом, неприятно. Всю красоту и полноту звучания создают именно отраженные и переотраженные звуки, накладывающиеся на прямое излучение. Одна только реверберация в состоянии повысить нашу чувствительность к резонансам средней и низкой добротности на, примерно, 10дБ, что есть очень много. К слову сказать, человек и слышит-то только благодаря резонансным процессам в слуховом аппарате. Именно этот факт и объясняет, почему музыка звучит гораздо приятнее (живее, сочнее) в реверберантном (т.е. содержащем отражения и переотражения) пространстве, чем в чистом поле. Именно в закрытых помещениях, где происходит подчеркивание и усиление резонансов и резонансиков, музыка звучит тембрально богаче. Все это также объясняет, почему самым трудным тестом на точность звуковоспроизведения АС является прослушивание ее в комнате с отражениями (а не на улице), а также почему наушники (где нет вообще никаких отражений) обладают «врожденным преимуществом» и могут звучать вполне приемлемо даже если измерения указывают на вполне конкретные резонансные проблемы. Удушение всех ранних отражений звукопоглотителями не только изменяет сцену — оно также спасает от полного провала плохие АС с отвратительной диаграммой направленности. Правда за это приходится платить «мертвечиной» звучания. Есть, над чем задуматься.

Вопрос №6: Почему существенные значения КНИ и масса измеряемых послезвучий не только не мешают слушателю, но, наоборот, придают звучанию легкость и естество? Разумеется, речь идет не о всяких КНИ, и не о всяких послезвучиях — брак или неисправности в виде дребезга, хрипа, гула или чего-то в этом роде не могут быть акцептированы.

Ответ: Все дело в том, что прямой звук и отраженный/переотраженный уже серьезно отличаются по «примесям», т.е. искажениям. КНИ АС, измеренный в безэховом режиме, совершенно бесполезен (кроме случаев дефекта или брака), поскольку тот же самое излучение при первом же отражении «обрастает бородой» искажений по причинам, разъяснение которых выходит за рамки этой статьи. Поэтому тот звук, что в итоге воспринимается слушателем в реальном помещении со стенами и мебелью, даже будучи изначально «чистым» в источнике, всегда «грязен». На фоне этой «грязи» можно заметить лишь чрезвычайно высокие искажения, которые, как правило, вызываются дефектами АС — дребезгом, звоном, гудением и т.д.

Вопрос №7: Почему одна акустика звучит открыто, широко и глубоко, а другая — похожего размера и конструктива — зажато, скукоженно и мелко?

Ответ: Все дело в так называемой масштабности звучания, целиком и полностью определяющейся размерами НЧ-секции АС. АС с маленькими басовиками (до 20см в диаметре) — даже если их несколько — никогда не будут звучать масштабно. Такие АС могут звучать громко, сочно, мясисто, панчово, но масштабно и «крупно», «по-взрослому» — никогда.

Вопрос №8: Почему одни АС (не обязательно большого размера) дают масштабный, «большой» звук, а другие (в том числе весьма больших габаритов) — лишь жалкий «макет» большого звука в миниатюре?

Ответ: Ответ на этот вопрос в значительной мере освещен выше. Можно лишь добавить, что даже сравнительно небольшие по общим габаритам АС могут иметь весьма крупный басовик, а достаточно крупные АС — много мелких. Первые будут, при прочих равных, звучать масштабнее.


Количество показов: 3269
Автор:  Raoul Sanchez
Рейтинг:  5

Возврат к списку


 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Поиск по сайту

-----------
  ICQ: 224200089