Настоящее Аудио
  Форумы | Магазин | Ремонт | Измерения | Статьи | Галерея | О нас  
---------------



Hits 2615626
20547
Hosts 179300
120
Visitors 98491
128

4
 
Некоторый классфикатор, который поможет выбрать нужную тему:
Винтаж   Дебилы   Жизнь   Люди   Медицина   Музыка   Основы  

26.12.2007

Тайна артикулированного баса

Внимание: во избежание недоразумений сообщаю, что на графиках приведены переходные характеристики не одних басовиков, а полноценных АС, что никоим образом не меняет сути нижеизложенного. Для лучшей ориентировки в графиках привожу пример переходной характеристики одной и той же АС в сборе

и динамиков по-отдельности (синим — басовик, красным — твитер)


Вы когда-нибудь встречали акустику, которая даже при сравнительно небольших габаритах отыгрывает бас невероятно, пугающе артикулировано? Понятие «артикулированный» требует, вероятно, небольшого пояснения. Артикулированный бас — это не когда баса много, не когда от него содрогаются стены и дребезжат стекла, не когда от него закладывает уши. Артикулированный бас — это когда низкие частоты воспроизводятся предельно четко, хлестко, когда человек слышит не просто какое-то гудение, уханье, буханье или, как говорится, «мясо», а когда в нижнем регистре хорошо прослушивается структура, красота, не уступающая по красоте и богатству ощущений красоте среднечастотной.

Акустики способной на это немного, но она все-таки встречается. Где же скрыта эта особенность звукопередачи? Оказывается, она скрыта в том, как работает низкочастотный динамик — в наличии или отсутствии компрессии или «догоняющего» резонанса, который как бы «дает своевременного пинка под зад» катушке, которая только-только вознамеривается затормозиться. Обычный, типовой НЧ-динамик характеризуется переходной характеристикой примерно такого вида

Считается, что это — чуть ли не идеал, к которому все должны стремиться. Ну как же — такая красота правильных форм! Загляденье одно! Однако на поверку оказывается, что такая акустика звучит несколько «жидковато» и «туповато», а на повышенных громкостях (больших смещениях НЧ-диффузора) так вообще начинает «скисать», «выставляя» вперед середину. Ощущения, надо сказать, не самые приятные. А главное, как всегда, возникает риторический вопрос – ну что за подстава-то при таких шикарных характеристиках?

А вот характеристика динамика с ярко выраженным догоняющим резонансом

Весь смысл в том, что после того, как импульс начинает спадать, следует своего рода «подкачка» — на графике это выглядит в виде горизонтальной «ступеньки».

Ведь что вообще такое переходная характеристика АС? Это ее отклик на сигнал типа «ступенька». А что такое сигнал типа «ступенька»? Это когда напряжение на входе АС мгновенно нарастает от 0В до некоторого положительного значения и остается таким продолжительное время

 

Идеальная передаточная система должна была бы давать на выходе точно такую же ступеньку. Однако динамические громкоговорители принципиально не в состоянии воспроизводить акустический эквивалент постоянного напряжения. Отклик типовой АС всегда довольно круто затухает со временем по экспоненциальному закону, всегда пересекает временную ось, уходя в «минус», но, в конечном счете, возвращается к ней так, что площадь под частями кривой, расположенных над осью и под осью оказываются равны, обеспечивая тем самым отсутствие постоянной составляющей напряжения. Потому, собственно, идеальной переходной характеристикой и считается прямоугольный треугольник

А неидеальной, но, вроде как, приемлемой — треугольник с вогнутой гипотенузой

Но в действительности и то, и другое ненамного ближе к идеалу, чем какие-то другие разновидности треугольников. АС с подобными характеристиками все равно звучат легковесно и неполноценно (причем вторая страдает этим больше, чем первая). Идеальной переходной характеристикой — вынужден повториться — является характеристика, повторяющая форму входного сигнала, т.е. ступенька. На практике это недостижимо, но в любом случае намного ближе к идеалу будет вовсе не треугольник, а характеристика такого типа

За счет чего же реализуются такие характеристики и, как следствие, отменный артикулированный бас? Например, за счет применения невентилируемых магнитных систем (без сквозной «выхлопной» дырки в керне) и выполнении пылезащитных колпачков из акустически прозрачных (пропускающих воздух) тканей — в результате этого компрессионный выхлоп, отражаясь от керна, происходит вперед, на слушателя, а не разряжается назад в корпус АС.

Однако не всякая компрессия есть благо. Для того, чтобы оказывать выраженный положительный эффект, компрессия должна иметь место один раз на середине спада импульса или ниже. Вот три редких примера переходных характеристик близких к настоящему идеалу, ступеньке

Для отменного баса чрезвычайно важно, чтобы компрессия происходила не сразу вслед за импульсом, а позволяла ему отработать атаку и начать спадать. Компрессия, появляющаяся слишком рано

приводит к эффекту противоположному ожидаемому — к истончению, легковесности звучания.

Самой плохой является ситуация, когда компрессия происходит слишком часто, что наблюдается во многих двухполосных АС, в которых так называемый басовик обслуживает слишком широкий диапазон частот (вплоть до 3кГц) — такие АС обычно очень быстро захлебываются. Вот пример АС, где компрессия имеет место целых три раза за цикл.

Каким бы парадоксальным это кому-то ни показалось, но акустические системы с переходными характеристиками наподобие таких

вместо баса дают гул и низкочастотную кашу. Происходит это потому, что отклик на импульс слишком, чрезмерно затянут.


Факультативная информация для особо продвинутых

Результаты измерений изолированных НЧ-динамиков 3-х разных АС (зеленым — басовик 2-х полосной АС диаметром 15см с низкой артикуляцией, желтым — басовик трехполосной АС диаметром 22см с умеренной артикуляцией, красным — басовик 3-х полосной АС диаметром 20см с выраженной артикуляцией).

Переходная характеристика

Кривая зависимости энергии импульса от времени

Переходная характеристика НЧ-динамика с открытым (зеленым) и наглухо заткнутым (желтым) фазоинвертором. Как видно из графика, фазоинвертор влияет лишь на общий НЧ-контент, не затрагивая артикуляцию.


Количество показов: 1850
Автор:  Raoul Sanchez
Рейтинг:  5

Возврат к списку


 
Авторизация
Логин:
Пароль:
Забыли свой пароль?
Регистрация

Поиск по сайту

-----------
  ICQ: 224200089